Федерация профсоюзов Беларуси
На главную
Написать письмо
Карта сайта
rss
Главная
Поиск
Социальное партнерство
Генеральное соглашение
Основные государственные социальные гарантии
Заработная плата и доходы населения
Цены и тарифы на товары и услуги
Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь
Показатели уровня жизни и социальной защиты населения
 Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений

В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. В его основе – Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы экономического развития, социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.

Значение колдоговоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников.

Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 97,3% работников организаций. В отраслях экономики республики по состоянию на 1 января 2014 г. заключено 16 808 коллективных договоров (в том числе в 2013 году заключено впервые 217), действие которых распространяется на 18 685 организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются на 3,64 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся.

Помимо Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов по инициативе профсоюзов трудовые и социально-экономические отношения в республике регулируют 6 областных и 1 г. Минска, 53 республиканских тарифных, 64 областных тарифных, 307 районных, городских тарифных и 119 местных соглашений.

В рамках социального партнерства по настоянию Федерации профсоюзов Беларуси в Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, в тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры годы включен ряд дополнительных по сравнению с действующим законодательством положений в части материального стимулирования, защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов работников.

В отличие от предыдущих лет, когда тарифные соглашения и коллективные договоры заключались в большинстве своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия. Притом ежегодно в документы могут вноситься изменения и дополнения. И профсоюзы этим активно пользуются, стремясь максимально защитить трудящихся.

Анализ важнейших показателей уровня жизни и социальной защиты населения за период 2008 – 2013 годов

Доходы населения и заработная плата

Коллективно-договорное регулирование вопросов заработной платы  –  одно  из   основных   направлений   деятельности   профсоюзов. В Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов закреплены общие принципы регулирования заработной платы, являющихся основой для местных, тарифных соглашений, коллективных договоров.

В 2013 году общий объем денежных доходов населения составил 439,4 трлн. рублей и по сравнению с 2012 годом увеличился на 36,6%. Реальные располагаемые денежные доходы в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличились на 15,4%, при прогнозе роста на 2013 год на 6,5%.

Денежные доходы в расчете на душу населения в 2013 году составили 3868,2 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с 2012 годом на 36,6%.

В целом по республике за 2013 год номинальная среднемесячная заработная плата составила 5139,4 тыс. рублей (573 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2012 годом на 37%, в том числе за декабрь 2013 г. – 5854,7 тыс. рублей (618 долл. США), по сравнению с декабрем 2012 г. увеличилась на 23,1%. Прогнозными показателями на 2013 год предусмотрен рост номинальной заработной платы на 24,7%.

В бюджетной сфере номинальная среднемесячная заработная плата за 2013 год составила 3791,0 тыс. рублей (422 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2012 годом на 27,3%, в том числе за декабрь 2013 г. – 4475,5 тыс. рублей (473 долл. США), по сравнению с декабрем 2012 г. увеличилась на 24,7%.

За период 2008 – 2013 годов номинальная заработная плата работников республики увеличилась в 5,9 раза.

Данные о среднемесячной заработной плате работников бюджетной сферы и в целом по Республике Беларусь за период 2008 – 2013 годы представлены на графике:



Средняя заработная плата в декабре 2013 г. по некоторым видам экономической деятельности приведена в диаграмме:


На промышленных предприятиях средняя заработная плата в декабре 2013 г. составила 6390,4 тыс. рублей (675,5 долл. США), что на 9,1% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда.

В строительных организациях в декабре 2013 г. средняя заработная плата составила 7476,7 тыс. рублей (790,3 долл. США), или на 27,7% выше, чем в среднем по республике.

В организациях транспорта и связи средняя заработная плата в декабре 2013 г. составила 6469,8 тыс. рублей (684 долл. США), что на 10,5% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда.

В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в декабре 2013 г. составила 3918,2 тыс. рублей (414,2 долл. США),  что  на  33,1%  ниже,  чем  в  среднем  по республике.

В организациях здравоохранения заработная плата в декабре 2013 г. составила 4563,4 тыс. рублей (482 долл. США).

Средняя заработная плата работников образования в декабре 2013 г. составила 3927,3 тыс. рублей (415,1 долл. США).

Реальная начисленная заработная плата в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 15,8%, в декабре 2013 г. по сравнению с декабрем 2012 г. увеличилась на 5,7%.

Реальная заработная плата работников бюджетной сферы в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 7,6%, в декабре
2013 г. по сравнению с декабрем 2012 г. – на 7,0%.

  Динамика роста реальной заработной платы за период 2008 – 2013 годы представлена на графике: 


Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в
декабре 2013 г. составило 328,8% .

За период 2008 – 2013 годы минимальная заработная плата выросла с 99,8 до 174,4 долл. США.

Динамика роста минимальной заработной платы за период 2008 – 2013 годы представлена на графике:


 

Удельный вес населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) снизился с 6,1% в 2008 году до 5,5% в 2013 году.

 Данные об уровне малообеспеченности за период 2008 – 2013 годы представлены на графике:


Пенсии

В органах по труду, занятости и социальной защите в декабре 2013 г. на учете состояло 2537,3 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий, составил 2206,8 тыс. рублей. Средний размер пенсии по возрасту составил 2290,4 тыс. рублей, по инвалидности – 2012,1 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 1450,1 тыс. рублей, социальных пенсий – 965,7 тыс. рублей.

За период 2008 – 2013 годов средняя пенсия по возрасту увеличилась в 5,6 раза.

Данные о среднем размере пенсии по возрасту за период 2008 – 2013 годов приведены на графике:


 

Социальные пособия

В республике продолжается работа по координации, мониторингу и контролю за реализацией государственной политики в области оказания государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) малообеспеченным семьям и одиноким лицам.

Получателями ГАСП в 2013 году стали 200,7 тыс. человек, сумма назначенной помощи составила 372,9 млрд. рублей, в том числе:

ежемесячное социальное пособие назначено 70,3 тыс. человек на сумму 76,3 млрд. рублей;

единовременное социальное пособие – 28,7 тыс. человек на сумму 18,5 млрд. рублей;

социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников – 35,8 тыс. человек на сумму 86,2 млрд. рублей;

социальное пособие на оплату ТССР предоставлено 18,8 тыс. человек для оплаты 26,5 тыс. средств реабилитации на сумму
34,0 млрд. рублей;

обеспечено продуктами питания 47,1 тыс. детей на сумму 157,9 млрд. рублей.

Средний размер ГАСП в виде ежемесячного социального пособия составил 181,0 тыс. рублей в месяц на одного человека, единовременного – 644,3 тыс. рублей, социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников – 2 408,4 тыс. рублей, обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни 539,3 тыс. рублей для детей до года и 767,1 тыс. рублей для детей старше года.

Основными получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий являются многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей (75 процентов). Численность одиноких пенсионеров и инвалидов в общем количестве получателей указанных пособий составила 3,6 тыс. человек или 3,6 процента.

В натуральной форме в виде продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды и обуви ежемесячное и единовременное социальные пособия назначены на сумму 1,1 млрд. рублей (1,2 процента) неблагополучным семьям.

В денежной безналичной форме на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также на погашение задолженности по оплате таких услуг, направлено 1,4 млрд. рублей (1,5 процента) суммы ежемесячного и единовременного социальных пособий.

В III квартале 2013 г. к категории малообеспеченных относилось5,6 процента населения республики, из которых ГАСП в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, а также обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, охвачено 27,6 процента.

Дополнение системы ГАСП новым пособием для инвалидов I группы и детей-инвалидов, имеющих 4 степень утраты здоровья, предусматривающим возмещение затрат на приобретение подгузников, позволило улучшить материальное положение 35,8 тыс. человек на общую сумму 86,2 млрд. рублей.

Актуальным для женщин инвалидов III группы стало расширение перечень технических средств социальной реабилитации, на приобретение которых предоставляется соответствующее пособие. За 2013 год 732 женщинам оплачено приобретение протеза молочной железы с лифами на общую сумму 612,5 млн. рублей.

В соотвествии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2011 г. № 398 "О социальной поддержке обучающихся" все виды стипендий обучающимся установлены в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда, а также увеличен объем бюджетных средств, направляемых для выплаты надбавок за успехи в учебе, общественной и научной работе и оказания материальной помощи обучающимся (до 7,4% от стипендиального фонда). Указанный порядок определения размеров стипендий позволяет оперативно увеличивать размеры стипендий и своевременно производить их перерасчет.

С 1 сентября 2013 г. размеры стипендий составили:

именной стипендии:

студентов высших учебных заведений – 1128,4 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 8973,6 тыс. руб.;

учебной стипендии (в зависимости от успеваемости):

студентов высших учебных заведений – от 488,8 до 1130,3 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 408,2 тыс. руб. до 744,4 тыс. руб.;

социальной стипендии:

студентов высших учебных заведений – 387,4 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 312,0 тыс. руб.;

специальной стипендии:

студентов высших учебных заведений – 777,4 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 642,2тыс. руб.;

персональной стипендии Совета учреждения высшего образования студентам за особые успехи в изучении отдельных учебных дисциплин и научно-техническом творчестве – 855,4 тыс. руб.;

стипендии аспирантам – 1983,8 тыс. рублей;

докторантам – 2693,6 тыс. руб.;

стипендии Президента Республики Беларусь для студентов высших учебных заведений – 780,0 тыс. руб., для аспирантов– 2886,0 тыс. руб. При этом студентам стипендия Президента Республики Беларусь выплачивается вместе с учебной стипендией.

В настоящее время стипендиями обеспечены 90% обучающихся, имеющих право на получение стипендии.

Целенаправленная работа правительства, нанимателей и профсоюзов в вопросах обеспечения занятости позволили снизить уровень безработицы с 0,8% на конец декабря 2008 г. до 0,5% от экономически активного населения республики на конец декабря 2013 г., а численность безработных зарегистрированных в службах занятости уменьшилась до 20,9 тыс. человек.

В соответствии с обязательствами, включенными в Генеральное соглашение, в Беларуси сохраняется регулирование государством цен на коммунальные услуги, газ, топливо, электроэнергию, медикаменты, социально значимые продукты питания и услуги медицинского, общеобразовательного характера, отпускаемые населению.

Основной задачей совершенствования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, в 2013 году являлось обеспечение параметров по уровню возмещения населением затрат на производство  жилищно-коммунальных  услуг,  установленных  Законом "О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2013 год", за счет снижения расходов на их оказание, введения дифференцированных тарифов в зависимости от объемов потребления услуги и поэтапного повышения тарифов с учетом роста доходов граждан.

В целях выполнения вышеуказанных параметров Правительством в течение 2013 года неоднократно принимались решения о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В результате платежи за жилищно-коммунальные услуги семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире общей площадью 48 квадратных метров, при нормативном потреблении услуг (в том числе, воды – 4,2 куб метра на 1 человека в месяц) в течение 2013 года увеличились на 88576 рублей или на 36,8% и в декабре 2013 г. составили с учетом отопления 329260 рублей, без учета отопления 230401 рубль.

Уровень возмещения средневзвешенными тарифами за январь – декабрь 2013  г. фактических затрат за январь – ноябрь 2013 г. на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составил в среднем 13,6 %, по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями всех форм собственности (включая услуги теплоснабжения ведомственных котельных и системы Минэнерго, газо- и электроснабжение) – в среднем 24,8%.

С учетом роста доходов населения удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, состоящей из трех человек, проживающей в типовой двухкомнатной квартире, при двух работающих и получающих заработную плату на уровне среднереспубликанской, в декабре 2013 г. составил с учетом отопления 2,9%, без учета отопления – 2,0% и сохранился в зимний период на уровне января 2013 г., в летний период увеличился на 0,1 процентного пункта.

Цены на потребительские товары и услуги в 2013 году по отношению к 2012 году увеличились в целом на 18,3%, в том числе на продукты питания – на 11,9%, непродовольственные товары – на 7,2%, платные услуги – на 38,0%.