Федерация профсоюзов Беларуси
На главную
Написать письмо
Карта сайта
rss
Главная
Поиск
Социальное партнерство
Генеральное соглашение
Дополнение к Генсоглашению
Основные государственные социальные гарантии
Заработная плата и доходы населения
Цены и тарифы на товары и услуги
Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений

В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. В его основе – Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы экономического развития, социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.

Значение колдоговоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников. Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 97,3% работников организаций. В отраслях экономики республики по состоянию на 1 января 2013 г. заключено 17097 коллективных договоров (в том числе в 2012 году заключено впервые 221), действие которых распространяется на 18780 организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются на 3,71 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся.

Помимо Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов по инициативе профсоюзов трудовые и социально-экономические отношения в республике регулируют 6 областных и 1 г. Минска, 52 республиканских тарифных, 68 областных тарифных, 329 районных, городских тарифных и 119 местных соглашений.

В рамках социального партнерства по настоянию Федерации профсоюзов Беларуси в Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, в тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры годы включен ряд дополнительных по сравнению с действующим законодательством положений в части материального стимулирования, защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов работников.

В отличие от предыдущих лет, когда тарифные соглашения и коллективные договоры заключались в большинстве своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия. Притом ежегодно в документы могут вноситься изменения и дополнения. И профсоюзы этим активно пользуются, стремясь максимально защитить трудящихся. Выполнение Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2011 – 2013 годы и анализ социально-экономических показателей по итогам пятилетки.

Доходы населения и заработная плата

Коллективно-договорное регулирование вопросов заработной платы – одно из основных направлений деятельности профсоюзов. В Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов закреплены общие принципы регулирования заработной платы, являющихся основой для местных, тарифных соглашений, коллективных договоров.

В 2012 году общий объем денежных доходов населения составил 320,3 трлн. рублей и по сравнению с 2011 годом увеличился в 1,9 раза. Реальные располагаемые денежные доходы в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 21% при прогнозе роста на 2012 год на 3 – 3,5%.

Денежные доходы в расчете на душу населения в 2012 году составили 2819,9 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с 2011 годом на 93,4%.

В целом по республике за 2012 год номинальная среднемесячная заработная плата составила 3740,1 тыс. рублей (447 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 94,1%, в том числе за декабрь 2012 г. – 4741,3 тыс. рублей (552 долл. США), по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 64,7%. Прогнозными показателями на 2012 год предусмотрен рост номинальной заработной платы на 69,8 – 70%.

В бюджетной сфере номинальная среднемесячная заработная плата за 2012 год составила 2976,8 тыс. рублей (356 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 86,7%, в том числе за декабрь 2012 г. – 3586,6 тыс. рублей (418долл. США), по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 67,6%.

За период 2007 – 2012 годы номинальная заработная плата увеличилась в 5,4 раза.

Данные о среднемесячной заработной плате работников бюджетной сферы и в целом по Республике Беларусь за период 2007 – 2012 годы представлены на графике:



Средняя заработная плата в декабре 2012 г. по некоторым видам экономической деятельности приведена в диаграмме:


На промышленных предприятиях средняя заработная плата в декабре 2012 г. составила 5277,2 тыс. рублей (614,6 долл. США), что на 11,3% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В строительных организациях в декабре 2012 г. средняя заработная плата составила 5567,3 тыс. рублей (648,4 долл. США), или на 17,4% выше, чем в среднем по республике. В организациях транспорта и связи средняя заработная плата в декабре 2012 г. составила 5392,1 тыс. рублей

(628 долл. США), что на 13,7% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в декабре 2012 г. составила 3325,0 тыс. рублей

(387,3 долл. США), что на 29,9% ниже, чем в среднем по республике. В организациях здравоохранения заработная плата в декабре 2012 г. составила 3751,5 тыс. рублей (437 долл. США). Средняя заработная плата работников образования в декабре 2012 г. составила 3206,2 тыс. рублей (373,4 долл. США).

Реальная начисленная заработная плата в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 21,9%, в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 35,2%.

Реальная заработная плата работников бюджетной сферы в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 17,3%, в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. – на 37,6%.

  Динамика роста реальной заработной платы за период 2007 – 2012 годы представлена на графике: 


 

Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в
декабре 2012 г. составило 325,2% .

За период 2007 – 2012 годы минимальная заработная плата выросла с 84,4 до 126,9 долл. США.

Динамика роста минимальной заработной платы за период 2007 – 2012 годы представлена на графике:

 

Удельный вес населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) снизился с 7,7% в 2007 году до 6,3% в 2012 году.

 

Данные об уровне малообеспеченности за период 2007 – 2012 годы представлены на графике:


 

Пенсии

В декабре 2012 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 1885,5 тыс. рублей. Средний размер пенсии по возрасту составил 1962,5 тыс. рублей, по инвалидности – 1713,4 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 1224,4 тыс. рублей, социальных пенсий – 816 тыс. рублей.

За период 2007 – 2012 годы средняя пенсия по возрасту увеличилась в 5,6 раза.

Данные о среднем размере пенсии по возрасту за период 2007 – 2012 годы приведены на графике:


 

Социальные пособия

В республике продолжается работа по координации, мониторингу и контролю за реализацией государственной политики в области оказания государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) малообеспеченным семьям и одиноким лицам.

Получателями ГАСП в 2012 году стали 281,9 тыс. человек, сумма назначенной помощи составила  411,5 млрд. рублей, в том числе:

ежемесячное социальное пособие назначено 136,4 тыс. человек на сумму 151,3 млрд. рублей;

единовременное социальное пособие – 39,1 тыс. человек на сумму  18,9 млрд. рублей;

социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников – 21,9 тыс. человек на сумму 41,0 млрд. рублей;

социальное пособие на оплату ТССР предоставлено 18,2 тыс. человек для оплаты 24,7 тыс. средств реабилитации на сумму

25,2 млрд. рублей;

обеспечено продуктами питания 66,3 тыс. детей на сумму 175,1 млрд. рублей.

Средний размер ГАСП в виде ежемесячного социального пособия составил 184,9 тыс. рублей в месяц на одного человека, единовременного – 484,4 тыс. рублей, социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников – 1 871,9 тыс. рублей, обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни 451,3 тыс. рублей для детей до года и 648,0 тыс. рублей для детей старше года.

Основными получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий являются многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, – 83,2 процента. Численность одиноких пенсионеров и инвалидов в общем количестве получателей указанных пособий составила 17,9 тыс. человек или 10,2 процента.

В натуральной форме в виде продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды и обуви ежемесячное и единовременное социальные пособия назначены на сумму 1 641,1 млн. рублей (1,0 процент) неблагополучным семьям.

В денежной безналичной форме на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также на погашение задолженности по оплате таких услуг, направлено 1 464,0 млн. рублей (0,86 процента) суммы ежемесячного и единовременного социальных пособий.

В III квартале 2012 г. к категории малообеспеченных относилось 6,4 процента населения республики, из которых ГАСП в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, а также обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, охвачено 40,0 процента.

С 1 апреля 2012 г. государственная адресная социальная помощь предоставлется в соответствии с Указом № 41, которым предусмотрены меры, направленные на расширение системы государственной поддержки, повышение ее уровня, доступности и оперативности.

Так, в систему ГАСП включено обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, при предоставлении которого используется единый механизм определения нуждаемости. Кроме того, малообеспеченным гражданам предоставлена возможность одновременно получать традиционные социальные пособия (ежемесячное и единовременное) и продукты питания. Такой возможностью воспользовались 10,8 тыс. семей, воспитывающих несовершеннолетних детей (25,8 процента).

Всего правом на одновременное получение различных видов ГАСП согласно условиям их предоставления воспользовалось 24,4 тыс. человек (8,7 процента).

Дополнение системы ГАСП новым пособием для инвалидов I группы и детей-инвалидов, имеющих 4 степень утраты здоровья, предусматривающим возмещение затрат на приобретение подгузников, позволило улучшить материальное положение 21,9 тыс. человек на общую сумму 41,0 млрд. рублей.

В мае и августе и ноябре 2012 года в связи с увеличением БПМ произведены  перерасчеты размера ежемесячного социального пособия, назначенного согласно условиям Указа № 41. В 2012 году перерасчет произведен для 37,1 тыс. получателей пособия на общую сумму 4,7 млрд. рублей.

На период свыше 6 месяцев ежемесячное социальное пособие предоставлено 959 человекам (0,7 процента). При этом 831 человек (0,6 процента) из числа одиноких нетрудоспособных граждан и неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов, будут получать его на протяжении максимально возможного срока – 12 месяцев.

Расширился перечень технических средств социальной реабилитации для женщин инвалидов III группы. За 2012 год 678 женщинам оплачено приобретение протеза молочной железы с лифами на общую сумму 468,6 млн. рублей.

В соотвествии с Указом Президента Республики Беларусь от

6 сентября 2011 г. № 398 "О социальной поддержке обучающихся" все виды стипендий обучающимся установлены в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда, а также увеличен объем бюджетных средств, направляемых для выплаты надбавок за успехи в учебе, общественной и научной работе и оказания материальной помощи обучающимся (до 7,4% от стипендиального фонда). Указанный порядок определения размеров стипендий позволяет оперативно увеличивать размеры стипендий и своевременно производить их перерасчет.

В 2012 г. размеры стипендий увеличивались трижды и в декабре составили:

именной стипендии:

студентов высших учебных заведений – 976,5 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 756,0 тыс. руб.;

учебной стипендии (в зависимости от успеваемости):

студентов высших учебных заведений – от 423,0 до 978,1 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 353,3 тыс. руб. до 644,4 тыс. руб.;

социальной стипендии:

студентов высших учебных заведений – 335,3 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 270,0 тыс. руб.;

специальной стипендии:

студентов высших учебных заведений – 672,8 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 555,8 тыс. руб.;

персональной стипендии студентам высшего учебного заведения – 740,3 тыс. руб.;

стипендии Президента Республики Беларусь для студентов высших учебных заведений – 675,0 тыс. руб.

В настоящее время стипендиями обеспечены 90% обучающихся, имеющих право на получение стипендии.

Целенаправленная работа правительства, нанимателей и профсоюзов в вопросах обеспечения занятости позволили снизить уровень безработицы с 1% на конец декабря 2007 г. до 0,5% от экономически активного населения республики на конец декабря 2012 г., а численность безработных зарегистрированных в службах занятости уменьшилась до 24,9 тыс. человек.

В соответствии с обязательствами включенными в Генеральное соглашение в Беларуси сохраняется регулирование государством цен на коммунальные услуги, газ, топливо, электроэнергию, медикаменты, социально значимые продукты питания и услуги медицинского, общеобразовательного характера, отпускаемые населению.

Основной задачей совершенствования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, в 2012 году являлось обеспечение параметров по уровню возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, установленных Законом "О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2012 год", за счет снижения расходов на их оказание, введения дифференцированных тарифов в зависимости от объемов потребления услуги и поэтапного повышения тарифов с учетом роста доходов граждан.

В целях выполнения вышеуказанных параметров Правительством в течение 2012 года принимались решения о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В результате платежи за жилищно-коммунальные услуги семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире общей площадью 48 квадратных метров, при нормативном потреблении услуг (в том числе, воды – 4,2 куб метра на 1 человека в месяц) в течение 2012 года увеличились на 45627 рублей или на 23,4% и составили с учетом отопления 240684 рубля, без учета отопления 162165 рубля.

Уровень возмещения средневзвешенными тарифами за январь – декабрь 2012  года фактических затрат за январь – ноябрь 2012 г. на оказание жилищно-коммунальных  услуг  по  системе  Минжилкомхоза  составил в среднем 13,1 % (в отопительный период – 10,9 %, в летний – 15,4 %), по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями всех форм собственности (включая услуги теплоснабжения ведомственных котельных и системы Минэнерго, газо- и электроснабжение) –  в среднем 20,5% (в отопительный период – 18,2%,  в летний – 22,8 %).

С учетом роста доходов населения удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, состоящей из трех человек, проживающей в типовой двухкомнатной квартире, при двух работающих и получающих заработную плату на уровне среднереспубликанской, в декабре 2012 г. составил с учетом отопления 2,7%, без учета отопления – 1,8% и снизился по сравнению с январем 2012 г. на 0,7 и 0,4 процентных пункта соответственно;  у семьи из трех человек, при двух работающих в бюджетной сфере – с учетом отопления составил  3,5%, без учета отопления – 2,4% и снизился за указанный период на 0,4 и 0,1 процентных пункта соответственно, у семьи из двух пенсионеров – с учетом отопления составил  5,2%, без учета отопления – 3,2% и снизился за указанный период на 3,9 и 2,3 процентных пункта, соответственно.

Цены на потребительские товары и услуги в 2012 году по отношению к 2011 году увеличились в целом на 59,2%, в том числе на продукты питания – на 68,0%, непродовольственные товары – на 49,5%, услуги – на 53,2%.