Федерация профсоюзов Беларуси
На главную
Написать письмо
Карта сайта
rss
Главная  / Охрана труда
Поиск
Техническая инспекция труда ФПБ

Техническая инспекция труда ФПБ  

Информация о        выполнении     Плана    работы     ФПБ по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в 2013 году

В соответствии с Планом работы ФПБ по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на 2013 год (далее – План работы ФПБ) и Мероприятиями на 2010 – 2015  годы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников, защите их прав в сфере охраны труда, разработанными на основе решений VI Съезда ФПБ и касающимися активизации работы по охране труда, борьбе с пьянством, сокращению несчастных случаев на производстве, профсоюзными организациями во взаимодействии с нанимателями проводилась целенаправленная работа на предприятиях и в организациях республики по выполнению требований директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины", обеспечению безопасности труда на производстве. Первичными профсоюзными организациями, техническими и общественными инспекторами по охране труда осуществлялся общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда непосредственно на рабочих местах, за выполнением раздела "Охрана труда" в коллективных договорах и соглашениях.


В марте 2013 г. Президиум Совета ФПБ поручил председателям республиканских (центральных) комитетов (советов), областных (Минского городского) объединений  профсоюзов, председателям областных, городских, районных, первичных организаций профсоюзов, районных координационных советов профсоюзов совместно с нанимателями, собственниками предприятий и организаций принять исчерпывающие меры по оборудованию с учетом характера производства необходимыми устройствами и средствами гардеробных, умывальных, душевых помещений, туалетов, комнат для личной гигиены.


Во исполнение указанного поручения целенаправленная работа проводилась профсоюзными организациями всех уровней. Вопросы создания надлежащих бытовых условий рассматривались на заседаниях президиумов республиканских, областных, первичных профсоюзных организаций, проводились смотры-конкурсы на лучшее санитарно-бытовое обеспечение работающих. В коллективные договоры ряда организаций включены мероприятия по ремонту и оборудованию санитарно-бытовых помещений и оснащению их необходимыми устройствами.


В течение 2013 года техническая инспекция труда ФПБ провела проверки и мониторинги состояния санитарно-бытовых помещений на более 3 тыс. предприятий и в организациях республики. Их анализ показал, что, несмотря на некоторое снижение количества нарушений в поквартальном исчислении, состояние значительного числа санитарно-бытовых помещений нельзя охарактеризовать как надлежащее. Так, если во II квартале было выявлено 127 организаций, где требовался капитальный ремонт санитарно-бытовых помещений, то в IV квартале – 60 (далее в скобках данные за IV квартал). Количество организаций, где требовался косметический ремонт санитарно-бытовых помещений, – 268 (200), отсутствовала горячая вода – 150 (91).


Информация о результатах проверок за I и II кварталы 2013 г.  направлялась в Совет Министров Республики Беларусь для принятия дополнительных мер по оборудованию с учетом характера производства необходимыми устройствами и средствами гардеробных, умывальных, душевых помещений, туалетов, комнат для личной гигиены, приема пищи на всех предприятиях и в организациях. А за III квартал 2013 г. она рассмотрена на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам в ноябре 2013 г. В соответствии с его решением (протокол № 2) поручено облисполкомам  обеспечить до 1 апреля 2014 г. завершение работ по приведению в надлежащее состояние санитарно-бытовых помещений на предприятиях АПК.


По результатам проведенных технической инспекцией труда мониторингов состояния санитарно-бытовых помещений на предприятиях республики выполнялись ремонт и реконструкция душевых и гардеробных помещений, оборудуются комнаты для сушки специальной одежды и специальной обуви, комнаты отдыха и приема пищи, проводятся другие мероприятия по улучшению санитарно-бытового обеспечения работающих.


Анализ проделанной работы по созданию надлежащих бытовых условий, а также проверки технической инспекции труда ФПБ в 2013 году свидетельствуют, что в организациях и на предприятиях проводилась и продолжается работа в этом направлении. На большинстве из них созданы необходимые бытовые условия, обеспеченность гардеробными, душевыми, умывальными, туалетами соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормам. Положительные примеры имеются в каждой отрасли.

Однако еще не везде нанимателями созданы для работников надлежащие бытовые условия, и технические инспекторы труда продолжат в 2014 году контролировать работу нанимателей по оборудованию с учетом характера производства необходимыми устройствами и средствами гардеробных, умывальных, душевых помещений, туалетов, комнат для личной гигиены, приема пищи на всех предприятиях и в организациях республики.


В связи с Годом безопасного труда в промышленности техническими инспекторами труда и общественными инспекторами по охране труда Белорусского профсоюза работников промышленности были обследованы структурные подразделения 174 предприятий и организаций, подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь. Нанимателям выдано свыше 5000 представлений и рекомендаций об устранении нарушений законодательства об охране труда. Состоялась практическая конференция председателей (членов) комиссий профкомов промышленных предприятий г. Минска и Минской области по работе среди женщин по теме "Охрана труда работающей женщины", а также проведен конкурс изобразительного творчества детей и подростков "Мое будущее – безопасность труда моих родителей".


Республиканским комитетом Белорусского профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов в апреле организован месячник безопасного труда в строительстве. В нем принимали участие руководители профсоюзных организаций, технические инспекторы труда  и общественные инспекторы по охране труда. По итогам месячника состоялись расширенные заседания профсоюзных комитетов, беседы, лекции и семинары-совещания с участием руководителей, специалистов и общественных инспекторов по охране труда. Техническими инспекторами труда отраслевого профсоюза проведено более 50 проверок и мониторингов, по результатам которых нанимателям были выданы представления и рекомендации об устранении около 400 нарушений законодательства об охране труда.


В 2013 году реализованы предложения Белорусского профсоюза работников здравоохранения по пересмотру и оптимизации норм выдачи санитарной одежды, дополнению законодательства нормами выдачи и порядком применения медицинскими работниками комплектов одноразовой медицинской одежды. Совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь в апреле – мае прошел месячник по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в организациях отрасли. В программу проведения месячника, кроме мониторинга автотранспортных предприятий, были включены вопросы санитарно-бытового обеспечения водителей автотранспорта, наличия условий для горячего питания, оснащения их исправными огнетушителями, комплектации медицинскими аптечками, проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, обеспечения работников спецодеждой со световозвращающими элементами. Информационные стенды профкомов дополнены материалами по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.


Белорусским профсоюзом работников леса проведен месячник по тематике "Организация безопасного производства работ в деревообрабатывающей промышленности". Совместно с концерном "Беллесбумпром" организован республиканский отраслевой семинар на базе ОАО "Мостовдрев" (Гродненская область) по теме "Проведение Дня охраны труда в организации".


В июле – августе Республиканский комитет Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса провел месячник по охране труда в период массовых работ по уборке зерновых. Представителями профсоюзных организаций всех уровней в период месячника проведено около 8 тыс. мониторингов, что позволило выявить более 11 тыс. нарушений правил и норм по охране труда, которые могли бы привести к несчастным случаям.


Новой  формой   работы  технической   инспекции   труда ФПБ в 2013 году стало создание при областных объединениях профсоюзов  рейдовых групп из технических инспекторов труда обкомов профсоюзов по комплексному мониторингу соблюдения требований охраны труда в районах области. Результаты мониторингов рассматривались совместно с райсполкомами на совещаниях с руководителями предприятий и организаций районов, председателям райисполкомов направлялись информационные письма о результатах мониторингов.


Так, в Брестском и Гродненском областных объединениях  профсоюзов были созданы по 2 рейдовые группы из технических (главных технических) инспекторов труда областных организаций отраслевых профсоюзов, которыми в соответствии с утвержденными графиками осуществлялся общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в регионах.

Рейдовыми группами в Гродненской области проведен мониторинг в 87 организациях во всех 17 районах. По результатам обследований нанимателям выдано 86 рекомендаций на устранение 837 выявленных нарушений требований охраны труда, при этом приостанавливалась эксплуатация 51 единицы неисправного производственного оборудования, машин и механизмов, которые не обеспечивали безопасные условия труда и создавали угрозу для жизни и здоровья работников. В Брестской области рейдовые группы посетили 74 организации. По результатам нанимателям выдано 69 рекомендаций на устранение 729  нарушений, приостановлена эксплуатация 15 единиц оборудования. Аналогичная работа проводилась всеми  областными объединениями профсоюзов.


Могилевским областным объединением профсоюзов проконтролировано соблюдение законодательства при прохождении работниками организаций обязательных медицинских осмотров в соответствии с Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 47. В ходе проверок и мониторингов техническими инспекторами труда выявлены существенные нарушения, касающиеся отсутствия пофамильного списка работников, подлежащих периодическому медосмотру, не прохождения водителями предрейсовых медицинских осмотров, отсутствия списка профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, отсутствия документов о прохождении работниками обязательных медицинских осмотров. По результатам контроля технические инспекторы труда отстранили от работы 11 работников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры.


Республиканские комитеты белорусских профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей, работников торговли, местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий в течение года проводили мониторинг обеспечения работающих своих отраслей санитарно-бытовыми помещениями. Организованно прошел месячник по охране труда в Белорусском профсоюзе работников транспорта и дорожного хозяйства.


В феврале – апреле техническая инспекция труда ФПБ осуществляла контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях,   созданных  на  основе   собственности   ФПБ.   Проверено 130 организаций. По результатам проверок выявлено 862 нарушения требований охраны труда, приостановлена эксплуатация 10 единиц неисправного оборудования. Нанимателям вручены рекомендации по устранению выявленных нарушений. Их выполнение проконтролировано техническими инспекторами труда.


Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 "О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников" технической  инспекцией труда ФПБ в 2013 году осуществлен контроль в 307 организациях,  где не создан профсоюз, выявлено  2640  нарушений  норм законодательства об охране труда.


Для оказания практической помощи сельскохозяйственным организациям во время массовых механизированных полевых работ за районами были закреплены технические инспекторы труда, руководители и ответственные работники профсоюзных органов. В период уборочной кампании техническая инспекция труда ФПБ провела проверки (мониторинги) в 205 организациях агропромышленного комплекса, принимая меры по оперативному устранению более 2 тыс. выявленных нарушений законодательства об охране труда.

С учетом большого объема строительных и других работ, проводимых в г. Жлобине по подготовке к республиканскому фестивалю-ярмарке "Дажынкi", техническая инспекция труда Гомельского областного объединения профсоюзов совместно с Жлобинским райисполкомом проводили постоянные профилактические мероприятия в целях недопущения травматизма на территории района.


В июле – августе техническая инспекция труда ФПБ осуществляла контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях, где работали студенческие отряды, выявив при этом 334 нарушения. Активную работу проводило Могилевское областное объединение профсоюзов, где технические инспекторы труда обследовали 135 организаций, в которых работали студенческие отряды.


Устранение зафиксированных нарушений не позволило допускать студентов к выполнению работ с повышенной опасностью без профессиональной подготовки, обучения, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда. Студенты не допускались к работам без заключения трудовых договоров, без обеспечения их необходимыми специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Принятые меры помогли избежать несчастных случаев с участниками студенческих отрядов.


В целях создания благоприятных условий для отдыха детей и работы обслуживающего персонала к началу оздоровительного сезона технической инспекцией труда ФПБ обследован 141 детский оздоровительный лагерь и центр, действующие на территории республики, на соответствие детских игровых и спортивных площадок требованиям безопасности. По результатам проверок и мониторингов техническими инспекторами труда выдано нанимателям 132 рекомендации и 2 представления на устранение 934 нарушений законодательства об охране труда.

Активное участие в мониторингах безопасной организации отдыха детей в оздоровительных лагерях и работы студенческих отрядов принимали технические инспекции труда белорусских профсоюзов работников агропромышленного комплекса, здравоохранения, культуры, образования и науки и других.


Профсоюзными организациями всех уровней проводились мероприятия,  приуроченные  ко    Всемирному   Дню    охраны    труда   (28 апреля): дни охраны труда, "круглые" столы с повесткой дня "Профилактика профессиональных заболеваний". Профсоюзными комитетами оказывалась материальная помощь семьям погибших на производстве, посещались семьи пострадавших на производстве.


Кроме того, вопросы охраны труда постоянно рассматривались на заседаниях президиумов, пленумов членских организаций ФПБ и их организационных структур, общественных комиссий по охране труда и других коллегиальных органов.


На протяжении всего отчетного периода членскими организациями ФПБ и их организационными структурами оказывалась методическая помощь общественным инспекторам по охране труда и председателям первичных профсоюзных организаций в разработке (пересмотре) соответствующих разделов коллективных договоров на основании тарифных и областных соглашений; рассматривались обращения, касающиеся вопросов проведения инструктажа и проверки знаний, обеспечения средствами индивидуальной защиты, расследования и учета несчастных случаев на производстве и др.


Главный технический инспектор труда ФПБ, технические инспекторы труда республиканских и областных комитетов профсоюзов  ежемесячно участвовали в работе комиссий для проверки знаний по охране труда у руководителей республиканского и областного уровней, предприятий  и отраслей.


В целях оперативного реагирования на обращения работников техническая инспекция труда Совета ФПБ в 2013 году в периоды с января по март и с октября по декабрь проводила "горячую линию" по вопросам соблюдения законодательства об охране труда. Многочисленные звонки касались и бытовых условий для работников. Вопросы оперативно решались с выездом технических инспекторов труда на рабочие места.


Звонки поступали от работников организаций и предприятий, находящихся на профобслуживании белорусских профсоюзов работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, агропромышленного комплекса, государственных и других учреждений, железнодорожников и транспортных строителей, местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, строительства и промышленности строительных материалов и др. В результате принятых мер были устранены нарушения законодательства, касающиеся температурного режима на рабочих местах, обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной    защиты,  состояния    санитарно-бытовых      условий.  К примеру, в октябре 2013 г. на "горячую линию" ФПБ по вопросам соблюдения норм охраны труда и условий быта на производстве  обратилась  заведующая отделом учреждения "Центр социального обслуживания населения Советского района г. Гомеля" с жалобой на низкую температуру в помещении. Также поступило обращение работников абразивно-алмазного участка ОАО "Минский подшипниковый завод" об отсутствии на участке комнаты приема пищи. При проверке выснилось, что помимо использования не по назначению комнаты приема пищи на участке протекает кровля и  не функционирует отопление в целом по предприятию. Заведующая складом цеха погрузки-разгрузки ОАО "Борисовдрев" (г. Борисов) сообщила, что помещение цеха не отапливалось с начала отопительного сезона. После вмешательства технической инспекции труда ФПБ нарушения были устранены.


В целях профилактики производственного травматизма, создания здоровых и безопасных условий труда техническая инспекция труда ФПБ осуществляла общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях республики всех форм собственности.
В 2013 году техническими  инспекторами труда проведены 1242 проверки и 5729 мониторингов. По их итогам нанимателям выданы 1180 представлений и 5176 рекомендаций на устранение 47 138 нарушений требований законодательства об охране труда. Из-за нарушения   требований охраны труда приостанавливалась работа 724 единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которого создавала угрозу жизни и здоровью работников.


Недостатки в работе по охране труда не позволяют в полной мере обеспечить безопасные условия труда. В результате работники получают производственные травмы. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в 2013 году в организациях республики погибло на производстве 168 работников (в 2012 году – 169, далее в скобках данные за 2012 год), тяжело травмировано 703 (721).


Рост количества гибели людей на производстве допущен в организациях, расположенных на территориях, подведомственных Витебскому – 26 (18), Гродненскому – 21 (19) и Минскому 36 (28) облисполкомам. Среди республиканских органов государственного управления возросло количество гибели людей в организациях Минэнерго – 8 (7), Минтранса – 10 (6), Белгоспищепрома – 3 (2) и Белкоопсоюза – 3 (2). Продолжает оставаться высоким уровень производственного травматизма со смертельным исходом в организациях Минлесхоза – 8 (8), Минпрома – 6 (9),  Минстройархитектуры – 12 (13) и Минсельхозпрода – 5 (5).


Мониторинг происшествий, повлекших гибель работников, показывает, что в дорожно-транспортных происшествиях погибло 37 человек, а от поражения электрическим током – 16, что соответственно составляет 22 и 9,5 процента от общего числа погибших на производстве. За аналогичный период 2012 года в дорожно-транспортных происшествиях погибло 24 человека, а от поражения электрическим током – 9 человек.
Анализ производственного травматизма со смертельным исходом в организациях республики показал, что одной из основных причин гибели работников является пьянство на производстве и невыполнение требований  Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины". В целом удельный вес работников, находившихся в момент гибели в состоянии алкогольного опьянения, снизился с 26 процентов в 2012 году до 20,8 процента в 2013 году. При этом в организациях коммунальной     собственности   данный      показатель     составляет   31,5 процента, в организациях без ведомственной подчиненности и республиканской собственности – соответственно 17 и 14,9 процента. Среди местных исполнительных и распорядительных органов этот показатель превышает среднереспубликанский в организациях, расположенных   на   территориях,   подведомственных  Гомельскому (42,1  процента),    Брестскому  (27,3   процента)   и     Гродненскому   (23,8 процента) облисполкомам.


Принимая участие в расследовании несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших на производстве в 2013 году, технические инспекторы труда профсоюзов в четырех случаях не согласились с заключениями государственных инспекторов труда, что было изложено в особых мнениях, которые были приложены к документам специального расследования (ОАО "Агро-ГЖС" Щучинского района, ДП "Лидская ПМК-169", РСУП "Совхоз "Лидский", УЗ "Свислочская центральная районная больница").


Также в прошлом году по требованию и при содействии Гродненского областного объединения профсоюзов 2 несчастных случая (первоначально не связанные с производством), в которых на территории организаций тяжело пострадали работники, были оформлены актами о несчастных случаях на производстве формы Н-1 (ЧРУП "Гродненский РМК" Гродненского облпотребобщества и ОАО "Гродноавтосервис").


В целях предотвращения несчастных случаев на производстве Федерацией профсоюзов принимались и другие меры. В связи с тем, что при выполнении строительно-монтажных работ ежегодно по причине падения с высоты работников или падения на них сверху посторонних предметов происходят несчастные случаи с летальным исходом, Федерация профсоюзов обратилась в Совет Министров Республики Беларусь с предложением внести в установленном порядке в ТКП 45-1.03-40-2006 "Безопасность труда в строительстве. Общие требования" дополнения по применению организациями защитно-улавливающих сеток и организовать их внедрение на практике.


А в связи с тем, что в 2013 году на производстве в результате наезда на людей транспортных средств и дорожно-строительной техники при движении задним ходом погибло 5 человек, Федерация профсоюзов обратилась в Совет Министров Республики Беларусь с предложением оборудовать выпускаемые, а также используемые в Республике Беларусь транспортные средства и дорожно-строительную технику звуковыми и другими устройствами, предупреждающими о движении машины задним ходом. Данные предложения Федерации профсоюзов поддержаны в Правительстве и производителями автомобильной, дорожной и сельскохозяйственной техники.


В целях зашиты законных прав потерпевших, семей и несовершеннолетних детей техническая инспекция труда ФПБ контролировала выплату единовременных пособий членам семей погибших на производстве работников. Принимались меры по недопущению нарушений законодательства в отношении лиц, получивших производственные травмы, по недопущению сокрытия несчастных случаев на производстве. В соответствии с коллективными договорами  и  тарифными   соглашениями   было   выплачено   около  17,7 млрд. рублей. 


Технической инспекцией труда Совета ФПБ в 2013 году рассмотрено 14 нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, в том числе Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь "Об охране труда", нормативные правовые акты "О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г.", "Об утверждении Правил расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". По предложению ФПБ Министерством здравоохранения  Республики Беларусь разработаны и утверждены Санитарные нормы и правила "Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях", Гигиенические нормативы "Показатели микроклимата производственных и офисных помещений", в которых предусмотрена регламентация факторов условий труда. Гигиенические нормативы "Гигиенические требования к торговым объектам общественного питания" дополнены обязанностью нанимателей производить стирку санитарной одежды работников. Также рассмотрены Инструкция о порядке  планирования и разработки мероприятий по охране труда, Типовое положение о комиссии по охране труда, Типовая инструкция по охране труда при работе с персональными электронно-вычислительными машинами и др.


Технические инспекторы участвовали в подготовке   231 заключения об установлении фактической занятости в особых условиях труда за не аттестованный по вине нанимателя период, что предоставило работникам право на льготную пенсию.


Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда непосредственно на рабочих местах, в том числе и при проведении ежедневного, ежемесячного и ежеквартального периодического контроля, в 2013 году осуществляли более 82 тыс. общественных инспекторов по охране труда, которые выявили свыше 790 тыс. нарушений требований законодательства об охране труда.


Вопросы состояния условий и охраны труда регулярно рассматривались руководящими органами профсоюзов. Республиканским комитетом Белорусского  профсоюза  работников здравоохранения они рассмотрены на 10 заседаниях президиума, Республиканским комитетом Белорусского профсоюза работников промышленности – на 10, Центральным комитетом Белорусского профсоюза работников образования и науки – на 8 заседаниях президиума, Советом Профсоюза работников АСМ – на 11 заседаниях президиума и на двух пленумах.


Практика работы показала, что наряду с положительными имеются и определенные недостатки в работе профсоюзных организаций. Профсоюзные руководители (председатели обкомов, горкомов, райкомов отраслевых профсоюзов, первичных профсоюзных организаций) не в полной мере применяют на практике предоставленные им полномочия на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с Порядком осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ,  и их организационных структур, утвержденным постановлением Президиума Совета ФПБ от 25 августа 2010 г. № 180, в части оформления и выдачи нанимателям рекомендаций об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда.


В нарушение пункта 8 Порядка участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Президиума Совета ФПБ от 31 мая 2007 г. № 80, из областных объединений профсоюзов не всегда своевременно поступали в техническую инспекцию труда ФПБ сообщения о несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших в организациях, где  не создан профсоюз.
Отчет о работе технической инспекции труда ФПБ, общественных инспекторов и общественных комиссий по охране труда за 2013 год отражен в приложении  к настоящей информации.


В целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, профилактики производственного травматизма профсоюзным организациям всех уровней следует активизировать участие общественных инспекторов по охране труда в ежедневном периодическом контроле за соблюдением законодательства об охране труда на рабочих местах, проводить информационную работу по разъяснению работникам необходимости соблюдения требований техники безопасности.


В связи с тем, что в течение 2013 года техническими инспекторами труда, общественными инспекторами по охране труда постоянно выявлялись нарушения требований законодательства об охране труда, полагаем целесообразным продолжить в 2014 году проверки и мониторинги по вопросам соблюдения температурного режима на рабочих местах, обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, состояния санитарно-бытовых условий, создания здоровых и безопасных условий труда и быта и т.д.
Федерация профсоюзов Беларуси, осуществляя общественный контроль, играет важную роль в выработке и реализации государственной политики в области охраны труда.

В конце 90-х годов, когда многие полномочия профсоюзов были утрачены, система общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда практически развалилась. Общественные инспекторы, уполномоченные представители профсоюза и общественные комиссии решением правительства лишились полномочий на осуществление общественного контроля. Были урезаны и права технических инспекторов труда, произошло их сокращение.

В результате профсоюзы потеряли возможность реально влиять на состояние, условия и безопасность труда. К сожалению, в переходный период, когда разграничивались функции между государственными органами и общественными организациями, профсоюзам не удалось избежать конфликтов и споров с социальными партнерами.

С целью осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, была создана законодательная и правовая базы для выполнения уставных функций профсоюзов по защите прав трудящихся. Так, по предложению ФПБ постановлением Министерства труда и социальной защиты была утвержде- на квалификационная характеристика должности «технический инспектор труда», что позволило назначать на нее подготовленных специалистов.

Также были разработаны и утверждены Положения о технической инспекции труда ФПБ, об общественном инспекторе и общественной комиссии по охране труда, Положение о проведении общереспубликанского смотра-конкурса на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда, Порядок участия представителей профсоюза в расследовании несчастных случаев на производстве, принято ряд других решений.

По требованию Федерации профсоюзов Совет Министров страны возвратил общественным инспекторам по охране труда ранее отнятые права на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Таким образом, техническая инспекция труда Федерации профсоюзов Беларуси была фактически создана заново. Численность технических (главных технических) инспекторов труда (далее – технический инспектор труда) в Федерации профсоюзов на 1 января 2010 г. составила 105 человек. Все они получили право вручать нанимателям обязательные для исполнения представления.

Сегодня одной из функций техинспекции труда ФПБ является взаимодействие с государственными органами надзора и контроля, органами госуправления. Работая на паритетных началах с госинспекторами, технические инспекторы от профсоюзов не стремятся подменять или дублировать функции государственных структур по охране труда. Действия техинспекции труда Федерации профсоюзов направлены на обеспечение эффективной защиты конституционного права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности.

В соответствии с Планом работы ФПБ по охране труда на 2011 год и Мероприятиями на 2010 – 2015 годы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников, защиты их прав в сфере охраны труда, разработанными на основе решений VI Съезда ФПБ и касающимися активизации работы по охране труда, борьбе с пьянством, сокращению несчастных случаев на производстве, профсоюзными организациями во взаимодействии с нанимателями проводилась целенаправленная работа на предприятиях и в организациях республики по выполнению требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», обеспечению безопасности труда на производстве.

Первичными профсоюзными организациями, техническими и общественными инспекторами по охране труда осуществлялся общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда непосредственно на рабочих местах, за выполнением раздела «Охрана труда» в коллективных договорах и соглашениях, а также мероприятий, разработанных по итогам единого республиканского собрания по вопросам охраны труда.

Собрания проводились на предприятиях и в организациях республики независимо от форм собственности как общезаводские, так и в цехах, бригадах, лабораториях, на участках, фермах, в других структурных подразделениях. В связи с тем, что практически во всех организациях отмечались недостатки в обеспечении работающих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, плохое качество отдельных их видов, Федерацией профсоюзов в марте 2011 г. проведен семинар-выставка средств индивидуальной защиты.

В семинаре приняли участие производители средств индивидуальной защиты, представители министерств, ведомств, предприятий и организаций, профсоюзный актив – всего более 400 специалистов. Специализированную выставку средств индивидуальной защиты посетили около 1000 специалистов. По итогам семинара по предложению Федерации профсоюзов постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 июня 2011 г. № 48 внесены изменения в Инструкцию о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, направленные на совершенствование работы по этим вопросам.

Федерация профсоюзов поддержала решение Президиума Совета Министров Республики Беларусь о проведении с 18 июля по 18 августа 2011 г. месячника безопасности в сельском хозяйстве (далее – месячник безопасности) и приняла в нем активное участие.

До начала уборочных работ на заседаниях президиумов советов областных объединений профсоюзов были рассмотрены вопросы охраны труда, бесперебойной работы санитарно-бытовых объектов (бань, душевых, передвижных пунктов службы быта) в сельских населенных пунктах, торгового обслуживания и поставки продуктов, готовности лечебных учреждений к оказанию при необходимости эффективной врачебной помощи, дежурства медицинского персонала во время уборочной кампании и др.

Для оказания практической помощи сельскохозяйственным организациям на время уборки за районами были закреплены технические инспекторы труда, руководители и ответственные работники профсоюзных органов. Представители профсоюзов постоянно выступали в республиканских, областных и районных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

В ходе месячника безопасности технической инспекцией труда ФПБ проведен мониторинг в 548 организациях, выявлено 4683 нарушения норм законодательства об охране труда. При этом в целях предупреждения травмирования работников запрещалось выполнение различных видов работ, приостанавливалась эксплуатация 279 единиц машин, механизмов и другого оборудования, представлявшего угрозу их жизни и здоровью.

В июле 2011 г. прошел месячник по охране труда в организациях Белорусского профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства. В этот период в коллективах проводились разъяснительная работа по соблюдению требований законодательства об охране труда, мониторинг состояния охраны труда на рабочих местах. По результатам месячника в автопарках выполнялся ремонт осмотровых канав, обновлялась наглядная информация, оборудовались комнаты отдыха на диспетчерских пунктах, доукомплектовывались медицинские аптечки, проводилось обучение общественных инспекторов по охране труда;

В августе – сентябре 2011 г. проведен месячник по охране труда в организациях Белорусского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий. Во всех областях рабочими группами организованы рейды по обследованию организаций жилищно-коммунального хозяйства по вопросам охраны труда. Особое внимание обращалось на выполнение работниками требований инструкций по охране труда, обеспечение и правильное применение средств индивидуальной защиты, организацию стирки специальной одежды, недопущение появления на работе в состоянии алкогольного опьянения. По итогам месячника в организациях прошли внеочередные Дни охраны труда, проведен анализ выявленных нарушений, намечены мероприятия по улучшению санитарно-бытового обеспечения работающих. Отмечена положительная работа организаций по вопросам охраны труда, руководителям ряда организаций предписано устранить имеющиеся нарушения и принять меры к созданию безопасных условий труда.

В сентябре – октябре 2011 г. проведены мониторинги состояния санитарно-бытовых помещений на предприятиях республики. По итогам обследования на ряде предприятий сделан ремонт, выполняется реконструкция душевых и гардеробных помещений, оборудуются комнаты для сушки специальной одежды и специальной обуви, комнаты отдыха и приема пищи, проводятся другие мероприятия по улучшению санитарно-бытового обеспечения работающих.

С целью профилактики производственного травматизма при выполнении строительных и строительно-монтажных работ, создания надлежащих условий труда и быта в 2011 году, объявленном Годом безопасного труда в строительстве, Федерация профсоюзов осуществляла общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в строительных организациях республики всех форм собственности.

Профсоюзными организациями осуществлялся контроль за выделением и целевым использованием работодателями необходимых средств для реализации мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, организацией горячего питания на строительных объектах и производственных базах, соблюдением работающими трудовой и производственной дисциплины.

В связи с тем, что законодательством не были урегулированы предельные нормы подъема и перемещения тяжестей вручную мужчинами и работники на строительстве жилых домов вынуждены были в одиночку укладывать газосиликатные блоки весом от 30 до 50 кг, Федерация профсоюзов обратилась в Совет Министров Республики Беларусь с предложением разработать предельные нормы подъема и перемещения тяжестей мужчинами вручную при выполнении строительно-монтажных работ.

Предложение ФПБ было поддержано и с 1 января 2012 г. внесено изменение в ТКП 45-1.03-44-2006(02250) «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство», которым устанавливается, что перемещение грузов массой более 20 кг и на расстояние более 25 м в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.

В июле – августе 2011 г. технической инспекцией труда ФПБ проведен мониторинг в 42 организациях, где работали студенческие отряды. В результате принятых мер студенты не были допущены к выполнению работ с повышенной опасностью без профессиональной подготовки, обучения, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда, без обеспечения их необходимыми специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

К началу оздоровительного сезона технической инспекцией труда ФПБ обследовано 190 детских оздоровительных лагерей и центров. Устранение выявленных нарушений по содержанию территорий, зданий и сооружений, игровых и спортивных площадок позволило обеспечить благоприятные условия для отдыха детей, создать здоровые и безопасные условия для обслуживающего персонала.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» технической инспекцией труда ФПБ в 2011 году осуществлен контроль в 429 организациях, где не создан профсоюз, выявлено 4310 нарушений норм законодательства.

Всего в 2011 году при осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда технической инспекцией труда ФПБ проведено 7039 обследований на предприятиях и в организациях республики независимо от форм собственности. По результатам нанимателям выдано 1354 представления и 4706 рекомендаций об устранении 63 841 нарушения требований законодательства. При этом в связи с непосредственной угрозой жизни и здоровью работников приостанавливалась эксплуатация 1159 единиц оборудования и 36 участков.

В результате выполнения представлений и рекомендаций технических инспекторов труда рабочие места, технологическое оборудование, гардеробные, душевые приводились в соответствие с требованиями норм законодательства.

Техническая инспекция труда ФПБ осуществляла контроль за правильным расследованием и установлением причин несчастных случаев на производстве, выработкой мероприятий по их предотвращению. В 2011 году технические инспекторы труда ФПБ приняли участие в расследовании 513 несчастных случаев на производстве, в том числе в 224 – со смертельным исходом, что позволило не допустить ущемления прав потерпевших, иждивенцев и семей погибших.

Федерацией профсоюзов осуществлялся контроль за выполнением коллективных договоров в части выплаты единовременного пособия потерпевшим и членам семей погибших на производстве работников. Технической инспекцией труда в 2011 году рассмотрено 16 проектов нормативных правовых актов. Принято участие в подготовке 159 заключений об установлении фактической занятости в особых условиях труда за не аттестованный по вине нанимателя период, что предоставило работникам право на льготную пенсию.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда непосредственно на рабочих местах, в том числе и при проведении ежедневного, ежемесячного и ежеквартального периодического контроля, осуществляют общественные инспекторы и общественные комиссии по охране труда. В 2011 году численность общественных инспекторов по охране труда составила 85 065 человек, общественных комиссий по охране труда – 14 301. Ими выявлено более 1,1 млн. нарушений.

Для повышения квалификации и эффективности работы по охране труда в 2011 году прошли обучение более 16 тыс. общественных инспекторов и профсоюзных активистов.

Итогом проводимой ФПБ совместно с нанимателями работы по охране труда стало снижение на 15,8% травматизма с летальным исходом в 2011 году по сравнению с 2010 годом (197 погибших работников в 2011 году, 234 – в 2010 году).

В центре внимания – общественник

Kлючевую роль в профилактике нарушений правил и норм по охране труда, укреплению дисциплины, борьбе с пьянством на производстве отводится общественным инспекторам по охране труда.

В общей сложности сегодня в членских организациях ФПБ по состоянию на 1 января 2011 года их работает 85 065 человек. Это люди, наделенные большими полномочиями и обязанностями.  Для того, чтобы в общей массе работников общественные инспекторы не затерялись, по предложению техинспекции труда ФПБ для них разработаны и выпущены отличительные знаки – шевроны. 

    Эти нашивки не меняют внешнего вида ни при стирке, ни при кипячении. Сегодня «ноу-хау» активно внедряется в рабочую среду, что неизменно отражается на психологии самого общественника. Нашивка дисциплинирует и активизирует человека в рамках порученного ему дела. С другой стороны – общественный инспектор попал в поле зрения рабочих, и они сразу же заинтересовались его обязанностями и возможностями. По предложению Федерации профсоюзов законодательством установлено, что наниматель обязан проводить ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный контроль за соблюдением законодательства об охране труда с обязательным участием общественных инспекторов по охране труда. В 2010 году, участвуя в проведении этого контроля, общественниками проведено выявлено более 1,1 млн. нарушений законодательства об охране труда.

Для активизации и повышения эффективности общественного контроля профсоюзами за соблюдением законодательства об охране труда, реализации прав работников на здоровые и безопасные условия труда Федерация профсоюзов ежегодно проводит общереспубликанский смотр-конкурс на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда. Дипломами и денежными премиями с присвоением звания «Лучший общественный инспектор по охране труда Федерации профсоюзов Беларуси» ежегодно награждаются победители смотра-конкурса, добившееся наилучших результатов в проведении общественного контроля по охране труда в своей отрасли (территории).

Дополнительные права

В целях усиления социальной защиты трудящихся, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве, повышения эффективности контроля за соблюдением законодательства об охране труда ФПБ добилась изменения ряда норм Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Их принятие наделило дополнительными правами представителей профсоюзов, участвующих в расследовании несчастных случаев.

Так, профсоюзу дано право совместно с нанимателем в случае грубой неосторожности потерпевшего определять степень его вины.

Введена норма, согласно которой «несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие при обстоятельствах, когда единственным противоправным деянием потерпевшего явилось его нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подлежат оформлению актом формы Н-1».

Принципиальная позиция ФПБ в данном случае заключается в следующем. В соответствии с законодательством при таких несчастных случаях ответственность должны нести обе стороны – потерпевший, который нарушил трудовую и производственную дисциплину, и наниматель, который не выполнил возложенные на него обязанности при организации труда работников, предусмотренные Трудовым кодексом. Предполагается, что придание огласке подобных фактов заставит многих руководителей и должностных лиц усилить работу по искоренению пьянства на производстве и не позволит уклоняться от ответственности за неисполнение должностных обязанностей, не даст возможности искусственно регулировать показатели производственного травматизма, оформляя «пьяные» несчастные случаи как непроизводственные. Таким образом, придется в полной мере нести ответственность, предусмотренную Директивой Президента Республики Беларусь № 1 от 11.03.2004 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».