Федерация Профсоюзов БеларусиИнформационный портал
English version«Мы — вместе!»

Социальное партнерство

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений

 

В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. В его основе – Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

 

На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы экономического развития, социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.

 

Значение колдоговоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых прав и социально-экономических интересов работников.

 

Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 97,7% работников организаций. В отраслях экономики республики по состоянию на 1 января 2015 г. заключено 16 708 коллективных договоров (в том числе в 2014 году заключено впервые 208), действие которых распространяется на 18 490 организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются на 3,57 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся.

 

Помимо Генерального соглашения по инициативе профсоюзов трудовые и социально-экономические отношения в республике регулируют 6 областных и одно столичное, 54 республиканских тарифных, 68 областных тарифных, 290 районных, городских тарифных и 108 местных соглашений.

 

В рамках социального партнерства по настоянию Федерации профсоюзов Беларуси в Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, в тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры годы включен ряд дополнительных по сравнению с действующим законодательством положений в части материального стимулирования, защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов работников.

 

В отличие от предыдущих лет, когда тарифные соглашения и коллективные договоры заключались в большинстве своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия. Притом ежегодно в документы могут вноситься изменения и дополнения. И профсоюзы этим активно пользуются, стремясь максимально защитить трудящихся.

 

Анализ важнейших показателей уровня жизни и социальной защиты населения за период 2009 – 2014 годов

 

Доходы населения и заработная плата

 

Коллективно-договорное регулирование вопросов заработной платы – одно из основных направлений деятельности профсоюзов. В Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов закреплены общие принципы регулирования заработной платы, являющиеся основой для местных, тарифных соглашений, коллективных договоров.

 

В 2014 году общий объем денежных доходов населения составил 522,1 трлн. рублей и по сравнению с 2013 годом увеличился на 18%. Реальные располагаемые денежные доходы в 2014 году составили 100,1% к уровню 2013 года.

 

Денежные доходы в расчете на душу населения в 2014 году составили 4592,0 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с 2013 годом на 17,9%.

 

В целом по республике за 2014 год номинальная среднемесячная заработная плата составила 6091,3 тыс. рублей (594 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 18,4%, в том числе за декабрь 2014 г. – 6806,0 тыс. рублей (619 долл. США), по сравнению с декабрем 2013 г. увеличилась на 16,1%. Прогнозными показателями на 2014 год предусмотрен рост номинальной заработной платы на 17,6%.

 

В бюджетной сфере номинальная среднемесячная заработная плата за 2014 год составила 4555,0 тыс. рублей (444 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 20,6%, в том числе за декабрь 2014 г. – 5457,0 тыс. рублей (496 долл. США), по сравнению с декабрем 2013 г. увеличилась на 22,6%.

 

За период 2009 – 2014 годов номинальная заработная плата работников республики увеличилась в 6,1 раза.


 
Данные о среднемесячной заработной плате работников бюджетной сферы и в целом по Республике Беларусь за период 2009 – 2014 годов представлены на графике:

 

Средняя заработная плата в декабре 2014 г. по некоторым видам экономической деятельности приведена в диаграмме:

 

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в декабре 2014 г. составила 7136,7 тыс. рублей (648,7 долл. США), что на 4,9% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В строительных организациях в декабре 2014 г. средняя заработная плата составила 8496,0 тыс. рублей (772,3 долл. США), или на 24,8% выше, чем в среднем по республике. В организациях транспорта и связи средняя заработная плата в декабре 2014 г. составила 7516,7 тыс. рублей (683,3 долл. США), что на 10,4% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в декабре 2014 г. составила 4649,2 тыс. рублей (422 долл. США), что на 31,7%  ниже, чем в среднем по республике. В организациях здравоохранения заработная плата в декабре 2014 г. составила 5928,9 тыс. рублей (538,9 долл. США). Средняя заработная плата работников образования в декабре 2014 г. составила 4796,5 тыс. рублей (436 долл. США).

 

Реальная начисленная заработная плата в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 0,3%, в декабре 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. уменьшилась на 0,1%.

 

Реальная заработная плата работников бюджетной сферы в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 2,1%, в декабре 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. – на 5,5%.

 

Динамика роста реальной заработной платы за период 2009 – 2014 годов представлена на графике:

 

Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в декабре 2014 г. составило 315,4%.

 

 За период 2009 – 2014 годов минимальная заработная плата выросла с 80,8 до 176,5 долл. США.

 

Динамика роста минимальной заработной платы за период 2009 – 2014 годов представлена на графике:

 

Удельный вес населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) снизился с 5,4% в 2009 году до 4,8% в 2014 году.


Данные об уровне малообеспеченности за период 2009 – 2014 годов представлены на графике:

 




 

 

 

Пенсии

В органах по труду, занятости и социальной защите в декабре 2013 г. на учете состояло 2537,3 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий, составил 2206,8 тыс. рублей. Средний размер пенсии по возрасту составил 2290,4 тыс. рублей, по инвалидности – 2012,1 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 1450,1 тыс. рублей, социальных пенсий – 965,7 тыс. рублей.

 

За период 2008 – 2013 годов средняя пенсия по возрасту увеличилась в 5,6 раза.

 

Данные о среднем размере пенсии по возрасту за период 2008 – 2013 годов приведены на графике:

Социальные пособия

 

В республике продолжается работа по координации, мониторингу и контролю за реализацией государственной политики в области оказания государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) малообеспеченным семьям и одиноким лицам.

 

Получателями ГАСП в 2014 году стали 217,7 тыс. человек, сумма назначенной помощи составила 424,7 млрд. рублей, в том числе:

 

  • ежемесячное социальное пособие назначено 57,1 тыс. человек на сумму 95,2 млрд. рублей;
  • единовременное социальное пособие – 29,5 тыс. человек на сумму 25,2 млрд. рублей;
  • социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников – 81 тыс. человек на сумму 137,7 млрд. рублей;
  • социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставлено 20,7 тыс. человек для оплаты 28,2 тыс. средств реабилитации на сумму 43,4 млрд. рублей;
  • обеспечено продуктами питания 29,4 тыс. детей на сумму 123,2 млрд. рублей.

 

Средний размер ГАСП в виде ежемесячного социального пособия составил 277,6 тыс. рублей в месяц на одного человека, единовременного – 854,1 тыс. рублей, социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников – 1701,0 тыс. рублей, обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни – 698,0 тыс. рублей.

 

Основными получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий являются многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей (75,6%).

 

Численность одиноких пенсионеров и инвалидов в общем количестве получателей указанных пособий составила 3,4 тыс. человек или почти 4%.

 

В натуральной форме в виде продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды и обуви ежемесячное и единовременное социальные пособия предоставлены неблагополучным семьям на сумму 1,7 млрд. рублей (1,4% от общей суммы указанных видов социальных пособий).

 

В денежной безналичной форме на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также на погашение задолженности по оплате таких услуг, направлено 1004,7 млн. рублей или 0,8% от  суммы ежемесячного и единовременного социальных пособий.

 

В соответствии с Указом № 41 малообеспеченным гражданам предоставлена возможность одновременно получать социальные пособия (ежемесячное и единовременное) и продукты питания. Получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий и продуктов питания одновременно стали 14,2 тыс. человек.

 

Всего правом на одновременное получение различных видов ГАСП согласно условиям их предоставления воспользовались 11,5 тыс. человек (5,3%).

 

При предоставлении ГАСП реализуются меры, направленные на профилактику иждивенчества. В 2014 году комиссиями по предоставлению ГАСП разработаны планы по самостоятельному улучшению материального положения в отношении 1 198 трудоспособных получателей ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни (1 034 и 164 соответственно). В отношении 78 человек комиссии приняли решение об отказе в предоставлении ГАСП в связи с невыполнением таких планов.

 

В соотвествии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2011 г. № 398 «О социальной поддержке обучающихся» все виды стипендий обучающимся установлены в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь. Указанный порядок определения размеров стипендий позволяет оперативно увеличивать их размеры и своевременно производить перерасчет.

 

Таким образом, в 2014 году размеры стипендий обучающимся увеличивались дважды (с 1 апреля и 1 мая) и с 1 мая 2014 г. составили: именной стипендии: студентов высших учебных заведений – 1193,5 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально- технического образования – 924 тыс. руб.;

 

учебной стипендии (в зависимости от успеваемости): студентов высших учебных заведений – от 517 до 1195,5 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 431,8 тыс. руб. до 787,6 тыс. руб.;

 

социальной стипендии: студентов высших учебных заведений – 409,8 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 330 тыс. руб.; специальной стипендии:

 

  • студентов высших учебных заведений – 822,3 тыс. руб., учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования – 679,3 тыс. руб.;
  • персональной стипендии Совета учреждения высшего образования студентам за особые успехи в изучении отдельных учебных дисциплин и научно-техническом творчестве – 904,8 тыс. руб.;
  • стипендии аспирантам – 2098,3 тыс. руб., докторантам – 2849 тыс. руб.;
  • стипендии Президента Республики Беларусь для студентов высших учебных заведений – 825,0 тыс. руб., для аспирантов – 3052,5 тыс. руб.

При этом студентам стипендия Президента Республики Беларусь выплачивается вместе с учебной стипендией.

 

Целенаправленная работа правительства, нанимателей и профсоюзов в вопросах обеспечения занятости позволила снизить уровень безработицы с 0,9% от экономически активного населения республики на конец декабря 2009 г. до 0,5% на конец декабря 2014 г., а численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, уменьшилась до 24,2 тыс. человек.


В соответствии с обязательствами, включенными в Генеральное соглашение, в Беларуси сохраняется регулирование государством цен на коммунальные услуги, газ, топливо, электроэнергию, медикаменты, социально значимые продукты питания и услуги медицинского, общеобразовательного характера, отпускаемые населению.

 

Основной задачей совершенствования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, в 2014 году являлось обеспечение параметров по уровню возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, установленных Законом «О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2014 год», за счет снижения расходов на их оказание, введения дифференцированных тарифов в зависимости от объемов потребления услуги и поэтапного повышения тарифов с учетом роста доходов граждан.

 

В целях выполнения вышеуказанных параметров Правительством в течение 2013 года неоднократно принимались решения о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

В результате платежи за жилищно-коммунальные услуги семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире общей площадью 48 квадратных метров, при нормативном потреблении услуг в декабре 2014 г. с учетом отопления составили 441 795 руб., без учета – 317 395 руб.

 

Уровень возмещения средневзвешенными тарифами за январь – декабрь 2014  г. фактических затрат за январь – ноябрь 2014 г. на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составил в среднем 13,7%, по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями всех форм собственности (включая услуги теплоснабжения ведомственных котельных и системы Минэнерго, газо- и электроснабжение) – в среднем 30,2%.

 

С учетом роста доходов населения удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, состоящей из трех человек, проживающей в типовой двухкомнатной квартире, при двух работающих и получающих заработную плату на уровне среднереспубликанской, в декабре 2014 г. составил с учетом отопления 3,3%, без учета отопления – 2,4% и увеличился по сравнению с декабрем 2013 г. на 0,5 и 0,4 процентных пункта соответственно.

 

Цены на потребительские товары и услуги в 2014 году по отношению к 2013 году увеличились на 18,1%, в том числе на продукты питания – на 16,9%, на непродовольственные товары – на 8,0%, на платные услуги – на 35,2%.